ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА СТЕРА ЕЛИСАВЕТСКОГО

24 декабря 2006 года умер С.Я.Елисаветский – историк, исследователь и преподаватель, сотрудник нашего Центра.
Родился 16 сентября 1929 г. в г.Бердичеве. В июне 1941 года закончил здесь пять классов средней школы. Дальше была эвакуация, после возвращения, из которой он узнал о гибели бабушки и других родственников в Бердичеве. Напомним – там нацистами и их пособниками было расстреляно более 18 тысяч евреев. «Столица» украинского еврейства Бердичев, с тех пор превратилась в обычный советский город. Стер Яковлевич в Киеве, с отличием оканчивает исторический факультет Киевского университета. И отправляется преподавать в районный центр Титиево Киевской области. После Холокоста, который столь больно ударил по юноше, начинается новый этап – «борьба с космополитами». Пережив смерть «вождя народов», Стер Яковлевич мог бы начать делать карьеру, вступить в КПСС. Но ничего этого он не делает. Он преподает детям историю, он заботится о семье, он читает и пишет о Катастрофе – в стол. Он ждет, когда украинское общество вспомнит о погибших евреях. Он перебирается в Киев, и в 1977 году защищает кандидатскую диссертацию “Международная солидарность во французском движении Сопротивления” в Институте истории АН УССР. Вторая мировая война это его тема. Не имея возможности тогда писать о геноциде евреев, он в диссертации пишет об украинцах во французском Резистансе. Даже на эту тему защищаться было сложно, тем более еврею, во времена государственного антисемитизма в СССР. А ведь французское сопротивление это не «малая земля» некоего генерального секретаря, с помощью которой тогда защитились многие.
Напомним – 70-ые годы стали во многом переломными для народов СССР. Подписание Хельсинских актов, политика «разрядки» привели к тому, что части евреев, было разрешено выехать заграницу. Он мог бы уехать и наверняка думал об этом. Наверняка слушал «Кол Исраэль» (Голос Израиля). Но диссертация, но книги, но записи, но родная земля, но памятник в Бердичеве, на котором было написано «мирным советским гражданам» - он верил в то, что когда нибудь, это изменится и он сможет помочь переменам. В тоже время он оставался советским человеком, который переносил ответственность за убийства Второй мировой войны на «страны Запада». Уже после 1978 года послабления прекращаются, и возобновляется «холодная война». На диссидентов и сионистов усиливается «охота» советских властей. А на плечах Стера Елисаветского семья и тайная работа по увековечению памяти погибших. Само его имя, в котором легко угадывается библейская Эсфирь, вызывало неприятие антисемитов. А в анкете, кроме этого «родной язык – идиш». Мы помним совершенно дикие антисемитские статьи в советских газетах, книгах и особенно в тогдашних газетах УССР.
Историку высокого класса с трудом удается устроиться преподавателем инженерно-строительного института. Там он работает до начала перестройки – до 1987 года.
Стер Яковлевич Елисаветский не был ангелом. Он всегда и везде активно защищал свою позицию – русскоязычного, советского еврея. Он защищал государство Израиль, в нем он видел силу, которая сможет защитить евреев от возможного повторения того, что случилось в нацистской Германии, и того, что серо разливалось во времена СССР.
У него была позиция, которая раздражала многих. Как и многих раздражала его бедность, его принципиальное нежелание наживаться на «нужной» теме.
Он резко нападал на первые попытки сделать антисемитизм украинским явлением (период киевской газеты «Слово»). Впервые в украинской историографии исследовал документальные фонды об участии евреев в подпольно-партизанской борьбе против нацистских оккупантов на Украине в архивах Украины, России, Польши, Израиля, записал свидетельства 25 бывших партизан и подпольщиков. Итогом этой работы явились более чем 30 журнальных и газетных публикаций и книги: “Полвека забвения”, “Евреи в движении Сопротивления и партизанской борьбе в Украине” (1998), “Катастрофа и сопротивление украинского еврейства” (1999). Ему важно было доказать, что евреи боролись, сопротивлялись с оружием в руках. Он слишком долго слышал вокруг о «еврейской трусости», от тех, которые сами боялись сказать о геройстве УПА.
С 1991 г. и вплоть до болезни в 2003 году являлся председателем Киевского еврейского исторического общества. В 2002 году становится сотрудником Центра.
В 2000-м и 2001-ом вышло учебное пособие доцента С.Я.Елисаветского “История еврейского народа”, рекомендованное Министерством образования и науки Украины для студентов высших учебных заведений. С 1993 г., с момента основания, доцент Международного Соломонового университета, читает 4 учебных курса на факультете иудаики. Дважды награжден нагрудным знаком “Отличник просвещения Украины”.
Вся его жизнь была посвящена истории. Истории Холокоста в особенности. Он дождался установки нормального памятника в Бердичеве, на котором уже на его родном идише и украинском написали слова о расстрелянных в 1941 году евреях. Лучше позже, чем никогда.
Он ждал, когда к увековечиванию памяти погибших свою руку приложит родная ему Украина. Не только позволит установить памятники за счет еврейской общины, не только скажет нужные слова, но и сама организует Музей памяти жертв Холокоста. Он мог бы уехать после 1990 и писать свои книги где-то там, но он не любил пользоваться фондами и протекциями.
Мы должны продолжить дело его жизни. В предисловии к своей книге «Бердичевская трагедия» (вышедшей в 1991 году), он написал о друге детства Яше Криворуцком, жизнь которого прервалась от рук нацистов. Отдавая должное жизни Стера Яковлевича Елисаветского, вспомним о погибших во времена Второй мировой войны.
Сотрудники Центра